Синдром эмоционального выгорания был описан ещё в прошлом столетии американскими психологами. Изначально эмоциональное выгорание рассматривалось как профессиональная проблема работников помогающих специальностей: учителей, врачей и др., т.е. для специалистов, которым по роду деятельности необходимо постоянно находиться в бодром, оптимистичном состоянии, что, по сути, является длительной стрессовой ситуацией, разрушающей психику.

Для родителей, в т.ч. принимающих, этот синдром также характерен. К сожалению, риск эмоционального выгорания родителя мало осознаётся в обществе. Человек (чаще всего мать), который жалуется на усталость от родительства, рискует получить порицание вместо поддержки («не распускайся!», «ты же дома сидишь», «мы с отцом троих вырастили и не жаловались»).

Какие родители оказываются в «группе риска»?

  • многодетные семьи с детьми, разница в возрасте которых меньше пяти лет;
  • мамы, совмещающие семью и работу;
  • неполные семьи;
  • семьи, в которых постоянно возникают конфликтные ситуации;
  • семьи, не прожившие горе утраты;
  • семьи, потерпевшие неудачу в воспитании старших детей;
  • родители-перфекционисты;
  • семьи со сложными, стеснёнными бытовыми условиями;
  • взрослые, пережившие неблагополучное детство;
  • родители, постоянно находящиеся под наблюдением и контролем «третьих лиц» (органов опеки, старших родственников и др.).

Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют следующие чувства, мысли, действия:

Чувства: усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным, недостаточно компетентным.

Мысли: о несправедливости действий в отношении себя, о незаслуженности своего положения, недооцененности окружающими (детьми, супругами, родственниками) собственных усилий, о собственном несовершенстве.

Действия: критика в отношении окружающих и самого себя, стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться.

Можно выделить следующие факторы риска возникновения эмоционального выгорания.

Внешние:

- Дефицит ресурсов, материальных и личностных, рано или поздно может привести к физической перегрузке и появлению психосоматических расстройств.

- Отсутствие сплочённого окружения, которое может оказать поддержку и обеспечить чувство защищённости. Труднее всего не выгореть в позиции «я один против всего мира».

Внутренние:

- Нереальные ожидания. Как правило, тот сценарий приёмного родительства, который мы выстраиваем до появления ребёнка в семье, не совсем соответствует реальности. Чаще всего родителям приходится значительно перестраивать свои жизненные приоритеты и поведенческие стереотипы под конкретного ребёнка. А это трудно в отсутствие гибкости и «запасного плана Б».

- Чувство долга. «С детьми нужно все время общаться», «Мама должна находиться дома» и т.д. — долг вместо собственных желаний. Нормы, принятые извне без критики, скорее, будут помогать выгоранию. Родителю важно понимать, какие атрибуты родительства подходят (и не подходят) конкретно ему.

- Низкий уровень родительских компетенций. Незнание возрастных особенностей ребёнка, неумение распознавать и обеспечивать его потребности, неумение их пополнять собственные, отсутствие способности к саморазвитию – всё это осложняет эмоциональную жизнь приемного родителя и может привести к эмоциональному выгоранию.

- Также риск эмоционального выгорания повышает высокая мотивация успеха вплоть до перфекционизма, т.е. стремления делать все и всегда очень хорошо, лучше всех. Любое снижение результатов даже по объективным причинам может вызвать неадекватную реакцию: от ухода в себя и свои депрессивные переживания до поиска виноватого и направления в его адрес резких агрессивных вспышек.

-Следующая особенность — это направленность интересов на свой внутренний мир. Внешне это проявляется как эмоциональная закрытость, жёсткое соблюдение ролевых моделей. Любая ситуация, когда есть необходимость выйти из роли «спокойного родителя» (например, когда ребёнок устраивает истерику в многолюдном месте), или когда необходимо допустить в мир своей семьи посторонних (например, пригласить представителей органов опеки для осмотра условий проживания ребёнка), это вызывает сильную тревогу вплоть до агрессии.

Важно понимать, что модель родительского поведения, в т.ч. «поведения выгорания» усваивается детьми, и в дальнейшем копируется в семьях следующих поколений. Если мама «убивалась» ради воспитания детей, то и дети, скорее всего, будут поступать так же. Разве такой судьбы мы хотим для наших детей?

Стадии эмоционального выгорания:

  1. Чрезмерное участие
  • избыточная активность;
  • отказ от потребностей, не связанных с детьми;
  • ограничение социальных контактов.
  1. Истощение
  • чувство усталости;
  • бессонница;
  • повышенная забывчивость, нарушение алгоритмов привычных действий;
  • угроза несчастных случаев.
  1. Снижение уровня собственного участия
  • потеря положительного восприятия детей;
  • переход от помощи к надзору и контролю;
  • приписывание вины за собственные неудачи другим людям;
  • отсутствие эмпатии;
  • безразличие;
  • нежелание выполнять свои обязанности;
  • потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях;
  • зависть (бездетным семьям, более «успешным» приёмным родителям)
  1. Нарушение эмоциональных реакций

а) Депрессия:

  • постоянное чувство вины, снижение самооценки;
  • безосновательные страхи, лабильность настроения, апатия;
  • избегание неформальных контактов с окружением и внережимных контактов с детьми.
  • защитные установки, обвинение других, игнорирование своего участия в неудачах;
  • отсутствие толерантности и способности к компромиссу;
  • конфликты с окружением, физическое насилие в отношении детей.
  • неспособность к релаксации в свободное время;
  • бессонница, сексуальные расстройства;
  • повышение давления, тахикардия, головные боли;
  • боли в позвоночнике, расстройства пищеварения;
  • зависимость от никотина, кофеина, алкоголя.

б) Агрессия:

в) Психосоматические реакции и снижение иммунитета:

  1. Разочарование и отрицательная жизненная установка:
  • чувство беспомощности и бессмысленности жизни;
  • экзистенциальное отчаяние;
  • суицидальные мысли.

Как избежать эмоционального выгорания?

При первой возможности выделяйте себе периоды отдыха. Отдыхать нужно по полной программе, а не убираться или доделывать работу. Нужно делать то, что приятно и позволяет не думать о проблемах. Позволяйте себе перерывы, тайм-ауты и даже небольшие отпуска.

В периоды отдыха: давайте себе команду на расслабление всех мышц организма, медитируйте, думайте о приятном, УЛЫБАЙТЕСЬ, тем самым посылая организму сигнал: «я здоров, у меня всё хорошо».

Старайтесь дробить навалившиеся сложности на части, а также разделять краткосрочные и долгосрочные цели. Очень трудно решать все проблемы разом, проще, как говорится, «есть медведя по кусочку». Практически невозможно достичь цели «вырастить ребёнка самым умным», но вполне посильно подобрать ему образовательный маршрут на ближайшие полгода.

Не пытайтесь быть лучшим родителем. Детям не нужен идеал, детям нужны обычные, в меру задёрганные взрослые.

Старайтесь установить с ребёнком отношения властной заботы: «я взрослый, и я о тебе забочусь, а не наоборот». Это поможет избавиться от ощущения, что ребёнок вас тиранит, а вы вынуждены жертвовать собой.

Отмечайте свои и детские достижения, даже самые минимальные. Старайтесь не сравнивать ребёнка со сверстниками, а себя – со «сферическим родителем в вакууме». Так вы увидите, какой колоссальный прогресс произошёл в развитии вашей семьи.

Не ждите благодарности и быстрой отдачи. Плоды родительского труда всходят нескоро. Постарайтесь не «спасать несчастного ребёнка» а получать удовольствие процесса общения и совместной деятельности.

Не берите всё на себя. Общение и распределение ответственности между всеми членами семьи помогает избежать эмоционального выгорания.

Избегайте избыточного вмешательства «третьего лишнего» в ваши отношения с ребенком (школы, старшего поколения, осуждающих коллег и знакомых).

Ищите поддерживающее окружение. Это могут быть другие приёмные родители, родственники, друзья и коллеги, которые готовы принять вас и вашего ребёнка без негативных комментариев и чтения нотаций.

Попробуйте найти (или не отказываться от привычного) хобби, не связанное с воспитанием детей. Это поможет вам выйти за рамки рутины и переключиться на что-то новое. Спорт, вязание, расчёсывание собаки – всё подойдёт.

Воздержитесь от приёма «стимуляторов»: «лошадиных доз» кофе, курения. Не пытайтесь «расслабиться» с помощью регулярного приёма алкоголя. Это истощает ресурсы нервной системы.

  Обращайтесь за профессиональной помощью. Если что-то болит, обращайтесь к врачу, если непорядок с настроением, режимом сна, аппетитом, либидо и проч. — к психотерапевту, психологу или психиатру.

            Помните: все, что дает родителю чувство радости и уверенности, ощущение того, что   все хорошо в жизни, что все в порядке, – все это делается для ребенка. Поэтому, если вы потратили время и деньги на то, чтобы улучшить свое состояние, и после этого вы довольны собой, довольны жизнью, улыбаетесь своему ребенку, то вы, в конечном счете, потратили деньги на ребенка. Это не траты – это инвестиции. Ну, и, наконец, привычка заботиться о себе – пример для ребенка.